Аркадий Бронников считается ведущим экспертом в России по изучению тюремных татуировок. Более тридцати лет он был старшим специалистом в отделе криминалистики при Министерстве внутренних дел СССР.
В рамках служебных обязанностей Бронников побывал во многих исправительных учреждениях Урала и Сибири, где брал интервью и фотографировал тысячи осуждённых. Эксперт-криминалист не раз помогал раскрывать уголовные дела по всей России, используя свою уникальную коллекцию татуировок, идентифицируя преступников и неопознанные трупы.
Тюремные татуировки в виде аббревиатур или отдельных букв несут определённую смысловую нагрузку, характерную для исправительных учреждений. В толковании многих из них присутствует жаргонная брань и нецензурные выражения.
Большинство татуировок-аббревиатур являются общепринятыми сокращениями, однако, бывает, что некоторые из них, особые, известны лишь ограниченному числу людей. Татуировки-аббревиатуры могут наноситься на любую часть тела и содержать фразы любого характера: девизы, угрозы, клятвы, признания в любви и т.д.
Аббревиатуры в русской криминальной татуировке (список)
АЛЕНКА – а любить её надо, как ангела.
АЛЛЮР – анархию люблю любовью юной – радостно.
АМУР-ТНМН – ангел мой ушел рано – так начались мои несчастья.
БАРС – бей актив, режь сук.
БЕРЛИН – буду ее ревновать, любить и ненавидеть.
БЖСР! – бей жидов, спасай Россию!
БОГ – был осужден государством; буду опять грабить; бог отпустит грехи; будь осторожен, грабитель.
БОГИНЯ – буду одной гордиться и наслаждаться я.
БОСС – был осужден советским судом.
БОТН – буду отныне твоя навеки.
ВИМБЛ – вернись, и мне будет легче.
ВИНО – вернись и навсегда останься.
ВОЛК – вот она, любовь, какая; вору отдышка – легавым крышка.
ВОР – вождь Октябрьской революции.
ВОРОН – вор – он рожден одной ненавистью.
ВУЗ – вечный узник зоны.
ГОРЕ – Господь обездолил рабыню Еву.
ГОРН – государство обрекло в рабы навеки.
ГОТТ – горжусь одним тобой только.
ДЖОН – дома ждут одни несчастья.
ДМНТП – для меня нет тебя прекрасней.
ДНО – дайте немного отдохнуть.
ЕЛКА – его (ее) ласки кажутся ароматом.
ЖИРСПК – жиды из русских сделали подопытных кроликов.
ЖНССС – жизнь научит смеяться сквозь слезы.
ЖУК – желаю удачных краж; жизнь украли коммунисты.
ЗЕК – здесь есть конвой.
ЗЛО – за все легавым отомщу; зэк любит отдыхать.
ИРА – иду резать актив.
ИРКА-ЕНТР – и разлука кажется адом – если нет тебя рядом.
КАТ – каторжник.
КЛЕН – клянусь любить его (ее) навек.
КЛОТ – клянусь любить одного (одну) тебя.
КОТ – коренной обитатель тюрьмы.
КРЕСТ – как разлюбить, если сердце тоскует?
КУБА – когда уходишь – боль адская.
ЛБЖ – люблю больше жизни.
ЛЕБЕДИ – любить его (ее) буду, если даже изменит.
ЛЕВ – люблю его (ее) вечно.
ЛИМОН – любить и мучиться одному (одной) надоело.
ЛИС – любовь и смерть.
ЛИСТ – люблю и сильно тоскую.
ЛОМ – люби одного (одну) меня.
ЛОРА – любовь обошла раба-арестанта.
ЛОРД – легавым отомстят родные дети.
ЛОТ – люблю одного (одну) тебя.
ЛОТОС – люблю одного (одну) тебя очень сильно.
ЛСД – любовь стоит дорого.
ЛТВ – люби, товарищ, волю.
ЛУЧ – любимый ушел человек.
МОЛЧУ – моя одержимая любовь и чувства умерли.
МИР – меня исправит расстрел.
НЕБО – не грусти, если будешь одна (один).
НКВД – нет крепче воровской дружбы.
ОСМН – останься со мной навсегда.
ПИЛОТ – помню и люблю одного (одну) тебя.
ПИПЛ – первая и последняя любовь.
РИТМ – радость и тоска моя.
РОСТ – рано остался сиротой тирана.
РУБИН – разлука близка и неизбежна.
САПЕР – счастлив арестант после его расстрела.
САТУРН – слышишь, а тебя уже разлюбить невозможно.
СВАТ – свобода вернется, а ты?
СЕНТЯБРЬ – скажи, если нужно, то я буду рядом.
СЛИВА – смерть легавым и всему активу.
СЭР – свобода – это рай.
ТМЖ – тюрьма мешает жить.
ТУЗ – тюрьма учит закону; тюремный узник.
УСОРВ – умрет стукач от руки вора.
УТРО – ушел тропою родного отца.
ЦМОС – цель мою оправдывают средства.
ЭТАП – экскурсия таежных арестантских паханов.
ЮДВ – юный друг воров.
ЮГ – юный грабитель.
ЯБЛОКО – я буду любить одного, как обещала.
ЯДРО – я дарю радость однажды.
ЯЛТА – я люблю тебя, ангел.
ЯРДС – я рожден для счастья.
Татуировка на теле заключённого может рассказать о хозяине многое: от количества ходок до характера и статуса в криминальном мире. Вашему вниманию – вторая часть материала, составленного по отрывкам из книги эксперта-криминалиста Аркадия Бронникова «Татуировки и их криминалистическое значение».
Тату на указательном пальце этого заключённого – вариант “кольца отрицалы”, обозначающий враждебность к правоохранителям и режиму. На среднем пальце: “Свободу малолетке” или «Я выиграл время и я буду воровать”. На безымянном: “Сломанная юность” – носитель был осужден как несовершеннолетний. Пять точек на запястье являются общим признаком тех, кто знаком с тюремным режимом. Они означают “четыре вышки и я” или “Я прошел через зону” заключенного, отбывшего наказание в виде исправительных работ или колонии. Ленин воспринимается многими преступниками “Паханом” коммунистической партии. Буквы BOP, которые иногда рисуют под его изображением, несут в себе двойной смысл: акроним расшифровывается как “Вождь Октябрьской Революции” или же в прямом значении – ВОР.
Череп и скрещенные кости на плечах этого заключённого показывают, что человек отбывает пожизненный срок. Одиночная восьмиконечная звезда означает, что он является “смотрящим” среди воров. “ Девочка цепляет свое платье удочкой” на левом предплечье – такие татуировки носили хулиганы и насильники. Змеи, обвитые вокруг человеческих останков (расположенные на средней трети каждого плеча) – вариация на тему татуировок старых воров. Змея является символом искушения, но голова змеи была заменена на женскую – соблазнительницу. Татуировка на правой стороне живота является вариацией на картину “Юдифь” (1504) Джорджоне (в ветхозаветной апокрифической традиции благочестивая вдова, спасающая свой город от нашествия ассирийцев – прим.ред.); символизирует коварство в виде соблазнительной женщины, которая предает благородного человека. Текст над крестом гласит: “О Боже, спаси и сохрани раба твоего Виктора”. Текст ниже гласит: “Боже, суди меня не по делам моим, а по милосердию твоему”. Текст над поясом гласит: “Е*у нужду и горе”.
Надпись на правой руке гласит: “спасти любовь, сохранить свободу”. Надпись на левой руке: “Грешник”. На груди: “Каждому свое”. Текст под черепами: “Бог против всех, все против Бога”. Текст на запястье на немецком языке: “Mein Gott” (Боже мой). Ковбой с пистолетом показывает, что этот вор готов рисковать и готов использовать любую возможность. Голубь, несущий веточку (левое плечо) является символом добрых вестей и избавления от страданий.
Погоны или Эполеты на плечах осуждённых адаптированы в ЗК-тату из дореволюционной военной формы и обозначают отрицательное отношение к системе правосудия. Погоны носят высокопоставленные преступники, которые также могут иметь соответствующее прозвище, такие как “Большой” или “Полковник”. Погоны с тремя маленькими звездами или черепами расшифровываются как: “Я не лагерный раб, никто не может заставить меня работать”, “Я в плену, но я был рожден свободным”, “Я полковник зоны – Я не буду пачкать руки тачкой”, “Сильная побеждает – слабый умирает”, “От работы лошади дохнут”.
“Долларовые купюры, небоскребы и пулемет с инициалами ‘US’” – означают пристрастие этого заключенного к американской мафиозной жизни. Глаза означают: “Я слежу за тобой” (то есть за другими заключенными в тюрьме или в лагере).
На руке заключённого под черепом набита латинская фраза: “Momento Mori”, что означает “Помни о смерти”. Двуглавый орел является Российским государственным символом, который был введен в XV веке Петром Великим. В 1993 году, после падения социалистического строя, он заменил серп и молот в качестве герба Российской Федерации. Эта фотография, сделанная в советский период, показывает эту татуировку, как символ гнева против СССР. Тату также может быть истолкована, как: “Россия для русских”. Статуя Свободы символизирует стремление к свободе, в то время как мрачный персонаж держит пистолет и означает готовность к совершению насилия и убийства. Глаза на груди означают: “Я могу видеть все” или “Я смотрю” – авторитетная татуировка преступного “смотрящего”. Восьмиконечные звезды на плечах отмечают носителя как “авторитетного” вора.
Текст татуировки на груди ЗК гласит: “Спаси и сохрани”. Текст по обе стороны креста: “ХВ” (Христос Воскрес). Восьмиконечные звезды на ключицах обозначают высокопоставленного вора. Бабочка на шее часто встречается в колониях строгого режима. Первоначально, галстуки-бабочки были татуировками мошенников-предателей. Они были выполнены принудительно под “кошкой” – татуировкой карманников, которые нарушили “воровской” кодекс и встали на сторону властей. В настоящее время, однако, никакого пренебрежения к таким татуировкам не существует. Знак доллара на бабочке означает, что носитель является либо “медвежатником”, либо был осужден за кражу государственной собственности.
От швейной иглы до электрической бритвы
Нательные рисунки с использованием красящих веществ, вводимых под кожу, появились в Европе в начале XIII века. Их использовали балаганные артисты, демонстрируя перед публикой разукрашенное тело. Затем татуировки перекочевали в цирковое искусство с той же целью. Необычное художество имело такой успех, что через несколько десятилетий оно воспринималось как нормальное явление. Предприимчивые парижане первыми открыли мастерские по нанесению татуировок. Мастера сами изготовляли красящее вещество, которое вводилось клиенту под кожу за умеренную плату.
Предполагают, что родина татуировки – Гаити, где племена отмечали нательными символами совершеннолетия, юбилеи, половую зрелость. Импортировал ритуальную достопримечательность мореплаватель Кук. Слово “татуировка” произошло от полинезийского “тату” (“рисунок”). Нательная символика использовалась уголовным миром как средство связи и носитель информации. Татуировка стала своеобразной визитной карточкой преступника, которую трудно испортить, а еще труднее потерять. По наколкам блатари делили мир на “своих” и “чужих”, на воров и фраеров. В нательной символике закладывались криминальное прошлое, число судимостей, отбытый или назначенный по судебным приговорам срок, воровская масть, отношение к административным огранам, склонности, характер, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, место в уголовной иерархии и даже эрудиция.
В прошлом веке уголовная полиция европейских стран, в том числе и России, начала изучать нательную символику преступников, формировать каталоги татуировок и проводить их анализ. Но тогда наколки воспринимались лишь как внешние приметы. В начале XIX века сыщик уголовной полиции Парижа Э. Вилок предложил систему идентификации преступника, построенную на особых приметах. Была создана картотека на парижский криминалитет с указанием фамилий, биографий, кличек, адресов, преступных связей и внешних особенностей. Тогда же в Сюрте (службе криминальной безопасности) появился художник-криминалист, который делал наброски с лиц уголовников. За двадцать лет службы Видоку и его подчиненным удалось накопить более четырех миллионов карточек. Примечательно, что сам Эжен Вилок в прошлом был преступником.
Новый виток в развитии идентификации произошел в середине прошлого века, когда в брюссельской тюрьме впервые принялись фотографировать осужденных преступников и вносить их в картотеку. Настоящую же революцию в криминалистике провел Альфонс Бертильон. Он предложил измерять подследственных (существовало одиннадцать различных измерений), брать отпечатки пальцев и ввести “словесный портрет”.
Ч. Ломброзо, работая врачом в одной из тюрем Италии и создавая психологические портреты заключенных, одним из первых отметил автобиографичность наколок. Наблюдения итальянского криминолога вошли в его знаменитый альбом уголовных типажей. Ломброзо считал, что по нательным узорам (впрочем, как и по всем человеческим деяниям) можно судить о личности их владельца.
Толкование татуировок становилось для полиции обычным инструментом в борьбе с преступностью. Но мгновенной отдачи не было и быть не могло. На изучение нательной живописи требовались десятилетия, и к новому направлению постепенно охладели. Его отнесли к разряду кабинетных теорий. Полиция лишь регистрировала татуировки, относясь к ним, как к обычным особым приметам преступника. Каталогом пользовались, когда нужно было установить личность погибшего, идентифицировать или опознать преступника, объявить розыск и т.д.
Начиная с 30-х годов в Советском Союзе ситуация несколько изменилась. Татуировки были вынуждены изучать, потому что они стали своеобразным орудием уголовного мира.
Ни в одной стране мира зэки не были настолько сине-фиолетовыми, как у нас (конкурировать с ними могли лишь японские якудза или воины китайских триад). Корни этого феномена кроются там же, где и корни всей тюремно-лагерной субкультуры. Еще пять-шесть лет назад криминалисты из Америки, Германии, Франции скептически относились к каталогам татуировок и снисходительно отказывались от информационной помощи в этом вопросе.
Криминальные татуировки
Мы представляем вашему вниманию отрывки из книги Аркадия Бронникова «Татуировки и их криминалистическое значение».
Как только обычные заключённые входят в массовое население «зоны» (тюрьмы или лагеря), они понимают, что воры несут особую авторитетность и ответственность. ЗК копируют воровские татуировки и манеры в попытке поднять свой статус. Для самозащиты заключённый должен показать себя исключительным, опытным, смелым и закаленным человеком. Помимо страха, уважения и послушания друзей, ЗК татуировки призваны продемонстрировать стремление к самоутверждению и завоевание авторитета в криминальной среде.
Татуировки на теле этого заключённого описывают самые авторитетные символы: зк тату показывают, что носитель принял на себя «судьбу вора». Тем не менее, на нём нет «звезд вора», значит человек не является «вором в законе» и, следовательно, не имеет никакой реальной власти среди воров.
Эта татуировка является вариацией на тему мифа о Прометее, который после обмана Зевса был навечно прикован к скале в наказание. Корабль с белыми парусами означает, что носитель зк-тату не участвует в нормальной работе, он – бродяга-вор и склонен к побегу.
Надпись на костяшках пальцев – татуировка женского имени Надя. « Перстень» на указательном пальце означает: «Не верь никому, кроме себя», «Пацан» – одна из самых привилегированных криминальных тату среди заключенных ИТК. На среднем пальце татуировка карманников – «крест воров». Безымянный палец: «Отсидел в полной мере», «От начала до конца», «Сидел без права на УДО»: заключенный отбывал в колонии полный срок, без перехода на вольное поселение по условно-досрочному освобождению. Татуировка мизинце: «Темная жизнь» говорит о том, что носитель провел много времени в карцере. Череп и скрещенные кости, пистолет, нож и буква «K» (Иллер – прим.ред.) обозначают убийцу.
На правой ноге заключённого набита аббревиатура «СЛОН»: С малых Лет Одни Несчастья, что подразумевает сложную и тяжелую жизнь с самого детства. Надпись ниже гласит: «Вот то, что» (убивает нас – прим.ред.). Кинжал, карты и деньги являются разновидностью популярной татуировки «Вещи, которые убивают нас». Надпись в верхней части левой ноги гласит: «Мало пройдено дорог» – воровской путь еще не окончен. Текст на колене: «Любовь». На голени татуировка: «Эта нога ходит вокруг зоны» – все действия в жизни имеют криминальный характер. Театральные маски на правой ноге представляют счастье (до тюрьмы) и печаль (после тюрьмы).
Змея вокруг шеи является статусным символом наркомана. Звезды на ключицах и погоны на плечах показывают, что этот заключённый является криминальным авторитетом. Мадонна с младенцем является одним из самых популярных сюжетов татуировок и может иметь несколько значений. Один из символов – верность преступной группировке, другой символ – носящий считает, что Матерь Божья сможет отогнать от него зло или в некоторых областях такая татуировка указывает на то, что владелец был за решеткой с раннего возраста.
Звёзды на плечах показывают, что этот заключенный является криминальным авторитетом. Георгиевские кресты – награды, существовавшие до революции 17-го года, являются признаками антагонизма и неповиновения по отношению к советскому режиму.
Глаза на животе обозначают активного гомосексуалиста (половой член формирует нос виртуального лица).
Этот человек является мусульманином, его татуировки также указывают, что он не русский: на его животе (слева) – мечеть с полумесяцем. Он не является авторитетным вором, но пытался подражать с помощью тату, чтобы улучшить свое положение в тюрьме: Маяк на правой руке означает стремление к свободе. Оковы на каждом запястье указывают на срок более пяти лет в тюрьме.
Этот ЗК является жертвой сифилиса и страдет от тяжелых рубцов на лице. В тюрьмах и колониях мужчины или женщины-заключённые, страдающие от венерических заболеваний, известны как «букетники» – носители «букета» венерических заболеваний. Они также носят прозвища военных званий, в зависимости от того, насколько продвинулись их состояние; например, заключенный, страдающий от второй стадии сифилиса известен как «полковник».
Есть случаи, когда люди заражались сифилисом, СПИДом, гепатитом или столбняком во время нанесения татуировки из-за антисанитарных условий содержания в тюрьмах. Татуаж запрещен в тюрьмах и лагерях, за это существует судебное преследование и суровое наказание со стороны властей. Нарушающий эти правила приобретает больше статуса, так как он «уходит в подполье». Татуировки тигров на плечах этого ЗК символизируют особую свирепость хозяина.
Черти на плечах этого ЗК символизирует ненависть к власти и тюремной структуре. Этот тип криминальной татуировки известен как «Оскал» – обнажение зубов по отношению к системе правосудия. Такие тату иногда сопровождаются антисоветскими или античеловеческими текстами.
Надпись на руках: “Спасибо дорогая Родина за юность разрушенную нашу”. Кинжал через шею показывает, что преступник совершил убийство в тюрьме и он доступен для следующих убийств. Капли крови могут означать число совершенных убийств. Татуировки с портретами Ленина и Сталина на груди ЗК считались в СССР защитой от пули чекистов, поскольку те не станут стрелять в изображение вождей.
Текст на груди гласит: “Кто не со мною, тот против меня”. Свастика и нацистские символы могут означать что, владелец имеет симпатии к фашистским тенденциям, хотя чаще всего свастики делаются как протест и проявление агрессии по отношению к тюремной или лагерной администрации. В советский период власти часто удаляли эти татуировки с помощью силы: либо хирургическим путем, либо с помощью вытравливания. Татуировка русалки может указывать на срок за изнасилование несовершеннолетнего, или растление малолетних. На тюремном жаргоне прозвище для человека, который совершает такого рода преступления звучит как “Амурик”(смысл “амура”), “мохнатый” или “Земля – круглая”(неминуемость возмездия). Таких людей воровское сообщество сильно “опускает” в статусе.
Насильственные татуировки
К числу “насильственных” татуировок, наносимых в местах лишения свободы под угрозой физической расправы и даже смерти, прежде всего следует отнести татуировки, сделанные проигравшимся в карты и не смогшим оплатить карточный долг. Как правило, это порнографические татуировки, выполненные профессиональными художниками – татуировщиками, оплатить работу которых должен опять же карточный должник. Татуировки эти относятся к числу редких, так как насильственно татуированные лица освободившись, стремятся первым делом избавиться от позорного клейма.
К другой, еще менее “почетной” группе насильственных татуировок, относятся наколки, насильственно сделанные осужденным по “грязным” статьям – за изнасилование, мужеложство, растление несовершеннолетних, а также уличенным в “неблаговидных” поступках в местах лишения свободы – стукачестве, сотрудничестве с администрацией, кражи у своих и т.п. Наносятся “насильственные” татуировки обычно на спину, реже – на ягодицы. В старых “воровских” зонах насильники и голубые могут быть татуированы на лбу, щеках, веках. Как правило, подобные татуировки можно увидеть и скопировать только в местах лишения свободы.
“Насильственные” татуировки заключенных из коллекции известного собирателя татуировок заключенных, майора МВД Данцига Сергеевича Балдаева.
Татуировки секс меньшинств
К татуировкам, которые наиболее распространены среди пассивных гомосексуалистов и могут наноситься в добровольном порядке, относятся изображения дьявола, раздевающего женщину, и музыкальные инструменты. У женщин-лесбиянок чаще всего встречаются кабан и роза с шипами. Почти все нательные знаки вафлеров, петухов,педрил безобидны, сохраняют рамки приличия и несут в себе тайный смысл. В этом .их опасность для неискушенного романтика, желающего нанести татуировку, не имея о ней ни малейшего представления. Бывший морской офицер из Хабаровска во время службы выколол себе на бедре черта, раздевающего девушку. Такой сюжет предложил ему товарищ. Спустя несколько лет эту наколку случайно увидели на пляже “дятлы” (активные гомосексуалисты) и предложили ее владельцу “взять на клык”. Когда офицер отказался, его убили.
Татуировку могут нанести после насильственного полового акта – “опускания”. Притом лицо, подвергшееся опусканию, обычно не имеет сексуальных отклонений. Прибегают к упрощенным нательным рисункам, которые и рисунками-то назвать сложно: выкалывают синяк под глазом, пчел или чертей-кочегаров на ягодицах. Часто ограничиваются нецензурной надписью красноречивого содержания.
После освобождения обладатель насильственной татуировки чаще всего пытается от нее избавиться: удаляет часть кожи или дополняет рисунок новыми деталями.
Текстовые татуировки
Афоризмы, блатные изречения, аббревиатуры и отдельные слова, наносимые на тело, дополняют нательный рисунок или же существуют самостоятельно. Тексты встречаются на всех частях тела, многие из них имеют скрытый или вторичный смысл и требуют пояснений. Ниже приведены наиболее популярные текстовые татуировки.
Закавыченные объяснения принадлежат носителям татуировок
Звезды лагерных авторитетов
Эти татуировки наносят под ключицами (известен еще один тип звезд-наколок для авторитетов, но их выкалывают на коленях без мелких деталей рисунка). Согласно блатным традициям, звезды авторитетов текстами не сопровождаются. В каталогах МВД зарегистрировано свыше ста вариантов подключичных звезд. К отличительным знакам лагерной элиты также относятся эполеты и погоны удостоверяющиеправо на применение силы.